Сложно представить фильм, в производстве которого так много могло пойти не так. Экранизации популярных игрушек и настольных игр манят крупные студии всё последнее десятилетие. Но лишь часть становятся удачными как «Трансформеры»: на виду гигантский провал Battleship и раскритикованный G.I. Joe: The Rise of Cobra. Ещё больше находятся на разных кругах производственного ада — от «тягача Армстронга» до «Монополии». И даже когда проекту дан зелёный свет, не всем удаётся избежать привычной заурядности. The LEGO Movie, однако же, выступает против этой заурядности уже одним своим существованием.
История фильма началась на волне успеха Трансформеров Майкла Бэя — в 2009 году. За год к фильму присоединились Фил Лорд и Крис Миллер, выпустившие неожиданный хит Cloudy With a Chance of Meatballs и покорившие «Уорнеров» своим рвением и оригинальным видением фильма по мотивам конструктора. Когда в начале 2012 пришло время выбирать дату выхода для фильма, Warner Bros настороженно поставили The LEGO Movie на февраль — непривычно рано для столь крупного фильма (зато далеко от забитого блокбастерами лета). Конечно, причины для опасения были: кто мог за два года до выхода предсказать столь оглушительный успех у критиков и публики?
Как давний фанат Лего, я невероятно счастлив сообщить, что The LEGO Movie избежал абсолютно все эти потенциальные напасти на своём пути — уже немалое достижение. И настолько удачно, что становится претендентом если не на лучший фильм года, то точно на лучший анимационный фильм (в особенности в отсутствии Pixar — они пропускают этот год). В свете вышесказанного, Лего-фильм уже занял своё место в книге голливудских 'success story' — $69 миллионов в США за первые выходные (и больше 184 в первые 2 недели) — только вишенка на торте.
Сюжет крутится вокруг самой-самой-самой заурядной фигурки в Лего-городе: где каждая фигурка следует инструкциям, все слушают одну и ту же популярную песню и всё контролируется корпорацией Octan во главе с Президентом Бизнесом (Уилл Фэррел). Но наткнувшись на таинственный «блок сопротивления» Эммет (в оригинале озвученный Крисом Праттом, который в этом году появится в другом рисковом фильме — «Стражах галактики») узнаёт, что существует множество разных миров помимо его города: и Лорд Бизнес хочет контроллировать их все. Так он объединяется с другими «великими мастерами» (master builders), включая панк-девушку Вайлдстайл (Элизабет Бэнкс), пророка Витрувиуса (в уместнейшем кастинге Моргана Фримена) и другими. Надо отдать должное остальным героям, перечисление имён которых превратилось бы в перечисление знаменитостей: все они невероятно запоминающиеся и сложно сказать, кто крадёт сцены у кого. Отточенные шутки, играющие в числе прочего на отсылках к сериям Лего и не стесняющиеся самоиронии разбавляют невероятно увлекательное и весёлое действие, происходяшее большую часть экранного времени. И тут надо отметить абсолютно уникальную стилистику фильма. Абсолютно весь мир сделан из реальных кубиков Лего — о эффектов вроде брызг и дыма до гигантских ландшафтов вроде прерий Дикого запада. Благодаря решению принять за основу ограничения реального конструктора, все фигурки также движутся исключительно как реальные. В руках менее талантливой команды это было бы минусом, но персонажи оказываются на удивление выразительны благодаря отличной постановке действия и любовно нарисованным на лицах эмоциям. Не смотря на привычную фанатам Лего покадровую (stop-motion) анимацию, с детально симулированную на компьютере (в большинстве кадров: создатели держат в секрете, какие были сняты вживую), действие происходит чертовски быстро — настолько, что некоторые моменты едва дают перевести дух. Несмотря на несколько предсказуемый и сбивающий темп третий акт, нескладно пытающийся скормить зрителю один разжёванный в кашу посыл, в остальном действие остаётся цельным и захватывающим на протяжении большей части фильма. Яркие персонажи также компенсирует прыжки между сюжетными линиями в погоне за следующей высокоскоростной сценой. Сам фильм беззастенчиво напрашивается на характеристику своей титульной песней под названием Everything is Awesome. И его дерзости сложно отказать — недостатка «клёвости» в Лего-фильме точно нет.
Как и знаменитые кубики с возрастом от 8 до 15 на коробке, на деле Лего-фильм находит что-то для зрителей любого возраста. Дети будут рады практически непрерывному действию и уморительным персонажам в пересказе классической героической истории (не говоря уже о миллионах кубиков). Подростки и молодёжь оценят обилие камео и отсылок к поп-культуре. Взрослые не только вспомнят детство, но обратят внимание на множество не столь детских тем — от корпораций, владеющих всем, до выбора между индивидуальностью и принятием тебя обществом. Конечно, когда речь заходит о крупном фильме столь тесно связанным с коммерческим продуктом, появляются аргументы о фильме как растянутой рекламе или продажности *вставьте кого-нибудь из причастных людей*. Однако в этом случае всё совсем не так. В Лего-фильме Лего не является продаваемым товаром (хотя большинство наверняка захочет если не купить набор, то хотя бы достать кубики с антресоли) — это медиум, пространство для воплощения истории. И, что даже важнее, центр истории возможно не персонажи, а исключительная возможность Лего развивать воображение, создавать из кубиков именно то, что хочешь ты. В сердце The LEGO Movie душевная история, близкая любому, кто когда-либо пускался со своими игрушками в безумные приключения. История, рассказанная с невероятной любовью к Лего, которая проявляется во всём. Это не идеальный фильм. В нём нет действительно искромётного юмора, а стиль придётся по духу не всем. Да, это практически шаблонная история становления героя из казалось бы неподготовленного «избранного». Но это один из лучших фильмов о детстве, идеально передающий всё то, что делает конструктор столь близким всем нам. Не гнушитесь на небольшие недостатки: в отличие от Лорда Бизнеса, желающего «только превосходства», новой «Истории игрушек» их простить можно.